Уникальные традиции якутского берестяного шитья продолжает единственный мужчина

Вся берестяная посуда Усть-Алданского улуса будет представлена в едином альбоме. О таком намерении заявили на открывшейся вчера в Национальном художественном музее выставке изделий Марии Черноградской и других мастеров.

В альбом планируется включить всю берестяную посуду, которая есть в улусе и в многочисленных музеях, и в частных коллекциях. Предложение прозвучало на презентации другого альбома «Ийэ туосчут» (Мастерица берестяного шитья), посвященного мастерице Марии Черноградской. Альбом вышел на средства, собранные родственниками мастерицы, а также учреждений и предприятий Усть-Алданского улуса.

Как рассказала известная народная художница Анна Зверева, уникальность Марии Черноградской в том, что она работала почти со всеми материалами начиная от железа и дерева до конского волоса. Зверева также отметила, что в Усть-Алданском улусе как нигде в республике широко занимались берестяным шитьем и именно здесь смогли сохранить древние традиции. В том числе благодаря мастеру Марии Черноградской, передает портал News.Ykt.Ru.

Многими выступавшими было отмечено, что берестяное шитье требует очень сильных рук, умения, а главное - желания.

Сын Марии Черноградской Семен Черноградский в интервью корреспонденту ЯСИА рассказал о том, что сегодня он занимается берестой профессионально:

- Мать, наверное, тоже вначале думала, что не мужское это дело. Вначале брала меня с собой снимать бересту в лес. Это далеко ходить, а потом еще нести тяжести на себе. Потом бересту тоже очень долго обрабатывать, чтобы она служила действительно посудой, из которой можно есть. А затем уже непосредственно шить из нее. Это очень трудоемкий и длительный процесс. Сейчас я все делаю так, как учила меня она.